"Новая волна" — операция прикрытия
Бизнес&Балтия
Адвокат Андрис Грутупс со своей спутницей не пойдёт на "Новую волну"...
Только что завершившийся в Юрмале международный конкурс молодых исполнителей и подобные ему мероприятия — инструмент укрепления российской "пятой колонны" в Латвии. Такова основная мысль статьи ведущего латвийского адвоката Андриса Грутупса, опубликованной в газете Neatkarīgā.
Рассуждая о политическом контексте "Новой волны", Андрис Грутупс начал с самого верха — президента Латвии Валдиса Затлерса, которого устроителям конкурса удалось "завлечь в рекламные сети". "Я очень уважаю нового президента и желаю ему успехов на ответственном посту, — заверяет Грутупс. — Но вот с "Новой волной" он допустил ошибку. Не следовало позволять использования своего имени рядом с этим идеологически двусмысленным и низкопробным с точки зрения искусства конкурсом".
По мнению Грутупса, политический подтекст в "Новой волне" виден очень ясно: бывшая имперская метрополия показывает, что сохранила власть в своей провинции и что местные аборигены-политики танцуют под ее дудку, подкупленные деньгами и блестящими вещичками.
"Три четверти конкурсантов — русские, — делится своими наблюдениями Андрис Грутупс. — И ведут его, и песни на нем поют на русском языке".
По его словам, "Новая волна" пропихивает неевропейскую, характерную для России манеру петь — не по-настоящему, а под фанеру. То есть просто открывать рот, пока звучит запись песни.
Г-н Грутупс далее отмечает, что конкурс часто подают как прекрасную "возможность для латышских певцов проникнуть на российский рынок и стать там звездами". Однако, вопрошает далее именитый автор статьи, значит ли это, что "национальные интересы Латвии равноценны гипотетической возможности петь в России и поэтому могут быть принесены в жертву"?
Стоимость VIP-билетов на конкурс — 12 тыс. латов — также вызывает гнев г-на Грутупса. Цену он называет "безумной", а единственное объяснение, которое видит, — для российской элиты это "способ выпендриться, показав фантастическое богатство". Скрытая же сверхзадача всего конкурса, подчеркивает адвокат, — "укреплять позиции русского языка в Латвии, напоминать русской диаспоре, что Россия рядом, что "мы вас не оставим".
Параллельно с "Новой волной" проходит довольно много других концертных событий аналогичного идеологического толка. "Когда в Риге давал концерт Иосиф Кобзон, с ним вместе пел хор внутренних войск России. Тех самых войск, которые в свое время проводили в Латвии казни. Если так пойдет и дальше, к нам наведается и хор ветеранов "СМЕРШ"*. Ансамбль донских казаков, использующий атрибутику Российской империи, уже приезжал. Что это как не братская помощь, чтобы под прикрытием культурного мероприятия укреплять "пятую колонну"** в Латвии?" — вопрошает г-н Грутупс.
По его убеждению, чтобы побороть это "культурное давление", следует организовать другой, "подлинно международный" музыкальный конкурс, к участию в котором пригласить музыкантов из стран Балтии, Белоруссии, Украины, а также россиян. Одним из обязательных этапов конкурса можно было бы сделать исполнение песни на латышском языке. Без фонограммы".
* — “СМЕРШ” (аббревиатура сложена из букв лозунга “Смерть шпионам!”) — главное управление военной контрразведки Народного комиссариата обороны СССР. Создано на основе Управления особых отделов НКВД 19 апреля 1943 года. Участвовало также в операциях (в том числе репрессивных) по выявлению антисоветского подполья и ослаблению его базы поддержки среди местных жителей;
** — “пятая колонна” — нарицательное наименование вражеской агентуры внутри страны или общественного движения, намеревающихся путем подрывных действий изнутри способствовать победе враждебных внешних сил.